Что делать, если вы стали жертвой телефонных мошенников
Союз «Грамотные финансовые решения» продолжает цикл популярных лекций для повышения информированности о потенциальных угрозах при использовании современных финансовых сервисов. Очередная встреча была посвящена одной из самых острых и актуальных тем — защите от телефонных и интернет-мошенников и алгоритмам действий в случае, если мошенничество всё же удалось. Лекцию для членов Союза провел Андрей Кулаков, эксперт в сфере безопасности финансовых сервисов, специалист с большим практическим опытом противодействия киберпреступлениям.

Организаторы выбрали тему не случайно. Сегодня, по признанию специалистов, мошеннические звонки стали обыденностью: их количество в стране порой достигает 20 миллионов в сутки. Только в 2024 году ущерб от действий злоумышленников составил 200 миллиардов рублей, зафиксировано почти полмиллиона эпизодов онлайн-мошенничества. При этом в полицию обратились лишь около 30% пострадавших — остальные предпочли «махнуть рукой».

Андрей Кулаков во вступительном слове охарактеризовал угрозу от финансовых мошенников как новую реальность: «Это не чья-то частная проблема — это наша общая реальность. И уметь защититься от мошенников сегодня так же важно и необходимо, как пристегивать ремень безопасности за рулем».
Инструменты и приемы современных аферистов
По словам эксперта, киберпреступники постоянно создают новые способы обмана, комбинируя психологическое давление, подмену номеров и высокие технологии вроде дипфейков. Сегодня в числе самых распространенных схем:

  • кража аккаунтов в соцсетях и мессенджерах;
  • взлом учетных записей на портале «Госуслуги»;
  • звонки «от лица» ФСБ, МВД или Банка России;
  • использование дипфейков для имитации голоса или изображения руководителей компаний;
  • поддельные лотереи, «розыгрыши призов»;
  • фейковые QR-коды;
  • фальсификация банковских операций и счетов на оплату;
  • провокации, толкающие человека на противоправные действия.

«Сценариев — десятки, но принцип один: ввести вас в замешательство, вызвать страх или надежду и выманить доступ к деньгам», — отметил Андрей Кулаков.
Увы, аферисты порой достигают своих целей, но и нам нельзя опускать руки — надо бороться, чтобы не только вернуть свои деньги, но и наказать преступников. Итак, что же делать, если вы все-таки попались на уловки телефонных мошенников?
Вас обманули, что делать?
По мнению эксперта, главное — действовать быстро и четко. «Не теряйте ни минуты, — подчеркнул он. — В первые часы еще можно успеть заблокировать перевод или отследить цепочку переводов».

Шаг 1. Связаться с банком

  • Звонить нужно только на официальный номер, указанный на сайте банка или на обороте карты.
  • В разговоре важно рассказать, от чьего имени звонил мошенник, какие данные вы успели ему сообщить, куда ушли деньги.
  • Требуйте заблокировать счета и карты, к которым мог получить доступ злоумышленник.
  • Выполняйте все инструкции оператора, включая оформление заявки на оспаривание операции.
Эксперт предупредил: «Если клиент сам сообщил мошеннику ПИН, CVV или код из СМС, по закону банк обычно не обязан возмещать ущерб. Но фиксировать факт нужно всегда — это поможет полиции».


Шаг 2: Подать заявление в полицию

По словам Андрея Кулакова, этот шаг часто игнорируют, но он критически важен. Сделать это нужно как можно быстрее - в идеале, в тот же день.

  • Онлайн-способ — самый быстрый: подать заявление через сайт МВД, выбрав адресат — Главное управление по противодействию киберпреступлениям или региональный отдел. Указать ФИО, контакты, обстоятельства обмана и приложить доказательства (скриншоты, распечатки, аудиозаписи).
  • Лично в отделении — написать заявление в свободной форме, но обязательно зафиксировать дату, время, сумму ущерба, телефон мошенника, суть разговора.
«Только полиция имеет право запрашивать у операторов связи детализацию звонков, а у банков — движение средств. Чем раньше запустится процесс, тем выше шанс вернуть деньги», — напомнил эксперт.


Шаг 3: Собрать доказательства

Чтобы повысить шансы на успех, спикер рекомендует:
  • запросить у мобильного оператора детализацию звонков;
  • сохранить скриншоты номеров и СМС;
  • распечатать банковскую выписку с несанкционированными операциями;
  • зафиксировать номер вашей заявки в банк и его официальный ответ.
Как избежать повторного обмана
Заключительная часть лекции была посвящена мерам профилактики. Андрей Кулаков озвучил «десять золотых правил безопасности»:

  1. Никогда не сообщайте ПИН‑код, CVV/CVC, полный номер карты или СМС‑код.
  2. Не перезванивайте на неизвестные номера.
  3. Не передавайте телефон посторонним людям.
  4. Не переводите деньги «для проверки», «возврата» или «блокировки» счета.
  5. Всегда перепроверяйте информацию по официальным телефонам организаций.
  6. Внимательно читайте текст СМС: там часто есть предупреждение — «Не сообщайте код».
  7. Регулярно обновляйте антивирусы на смартфоне и компьютере.
  8. Скептически относитесь к «выгодным» предложениям по телефону.
  9. Предупреждайте пожилых родственников и знакомых о распространенных схемах.
  10. Никогда не открывайте подозрительные ссылки и не устанавливайте приложения из сообщений, соцсетей или мессенджеров — даже если они пришли «от знакомого».

И еще одно важное напоминание: «Банки не звонят в мессенджерах, не используют видеосвязь и никогда не предлагают скачать программы с сомнительных источников», — акцентировал внимание Андрей Кулаков.
Резюме
Завершая встречу, эксперт подвел итог: «Мошенники играют на вашей панике, растерянности или недостаточной информированности. Победить их можно только хладнокровием и грамотными действиями: банк, полиция, доказательства. И не ждите, что кто-то решит проблему за вас — начните действовать сами».

Андрей Кулаков отметил, что, несмотря на рост числа схем, статистика успешных афер постепенно идет вниз — благодаря большей осведомленности граждан и улучшению систем безопасности банков. «Спокойствие и знания — это ваш самый надежный щит. Используйте их», — заключил он.
Памятка: Алгоритм действий при телефонном мошенничестве (по материалам лекции Андрея Кулакова)
  • Сохраняйте спокойствие
    Не поддавайтесь панике: мошенники специально давят на эмоции.
    Запомните: любые решения о платежах и передаче данных требуют вашей обдуманной реакции.
  • Немедленно свяжитесь с банком
    Только по официальному номеру — с сайта банка или с обратной стороны карты.

    Сообщите оператору:
    • кто звонил (номер / «от лица» какой организации);
    • какие данные вы сообщили;
    • реквизиты перевода, если он был совершен.

    Требуйте:
    • блокировку карты/счета;
    • проверку и попытку отмены перевода;
    • консультацию по оформлению заявки на оспаривание операции.
    Помните: если вы сами раскрыли ПИН, CVV/CVC или СМС-код — банк по закону может отказать в компенсации, но всё равно фиксируйте факт мошенничества.
  • Срочно подайте заявление в полицию
    Онлайн — через сайт МВД РФ
    • выберите адресат: ГУ по киберпреступлениям или региональный отдел;
    • подробно опишите ситуацию;
    • приложите доказательства: скриншоты, звонки, аудиозаписи.

    Лично — в ближайшем отделении полиции:
    • укажите все детали: дата, время, номер звонившего, сумма ущерба, содержание разговора;
    • приложите документы/фото;
    • подпишите и датируйте.
  • Соберите доказательства
    • Детализация звонков у мобильного оператора.
    • Скриншоты номеров, СМС и переписки.
    • Распечатка банковской выписки с подозрительными операциями.
    • Номер заявки в банк на оспаривание операции и его ответ.
Памятка: Алгоритм действий при телефонном мошенничестве (по материалам лекции Андрея Кулакова)
  • Сохраняйте спокойствие
    Не поддавайтесь панике: мошенники специально давят на эмоции.
    Запомните: любые решения о платежах и передаче данных требуют вашей обдуманной реакции.
  • Немедленно свяжитесь с банком
    Только по официальному номеру — с сайта банка или с обратной стороны карты.

    Сообщите оператору:
    • кто звонил (номер / «от лица» какой организации);
    • какие данные вы сообщили;
    • реквизиты перевода, если он был совершен.

    Требуйте:
    • блокировку карты/счета;
    • проверку и попытку отмены перевода;
    • консультацию по оформлению заявки на оспаривание операции.
    Помните: если вы сами раскрыли ПИН, CVV/CVC или СМС-код — банк по закону может отказать в компенсации, но всё равно фиксируйте факт мошенничества.
  • Срочно подайте заявление в полицию
    Онлайн — через сайт МВД РФ
    • выберите адресат: ГУ по киберпреступлениям или региональный отдел;
    • подробно опишите ситуацию;
    • приложите доказательства: скриншоты, звонки, аудиозаписи.

    Лично — в ближайшем отделении полиции:
    • укажите все детали: дата, время, номер звонившего, сумма ущерба, содержание разговора;
    • приложите документы/фото;
    • подпишите и датируйте.
  • Соберите доказательства
    • Детализация звонков у мобильного оператора.
    • Скриншоты номеров, СМС и переписки.
    • Распечатка банковской выписки с подозрительными операциями.
    • Номер заявки в банк на оспаривание операции и его ответ.